Результаты исследования на понимание финансовых терминов

Ассоциация развития финансовой грамотности (АРФГ) совместно с Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина при поддержке экспертов Финансового университета при Правительстве РФ и Молодежной финансовой лиги провели опрос на понимание финансовых терминов. В результате опроса выяснилось, что почти 80% респондентов испытывают сложности с пониманием финансовых терминов.

В повседневной жизни граждане постоянно сталкиваются с финансовыми терминами. От их понимания зависит правильность принимаемых решений и серьёзность возможных последствий. Однако большинство этих терминов – иностранные заимствования. Они появились вместе с финансовыми инструментами на более зрелых зарубежных финансовых рынках.
Понимая это, Ассоциация развития финансовой грамотности совместно с Государственным институтом русского языка им. А.С.Пушкина предложили гражданам подобрать русскоязычные аналоги и провели конкурс языкового творчества «Прибыль слов». При подведении итогов конкурса, у его организаторов родилась идея провести опрос, чтобы понять, верно ли население России понимает иностранные слова.
По словам директора АРФГ Вениамина Каганова, результаты исследования имеют очень важное значение для развития финансовой культуры в России, позволят определить, насколько такие слова сложны для восприятия и нужны ли им русскоязычные объяснения. «В основе развития финансовой культуры и повышения финансовой грамотности должно лежать понимание потребностей населения. Результаты опроса показали, что почти 2/3 респондентов ежедневно сталкиваются с финансовыми терминами, а подавляющее большинство (93%) имеют с ними дело как минимум раз в одну-две недели. При этом только 21% ответили, что не испытывают трудностей с пониманием смысла этих терминов. Мы полагаем, эти результаты свидетельствуют об огромной, возможно, пока не осознанной потребности граждан в получении базовых знаний о финансовом рынке и его инструментах. Опираясь на это исследование, мы совместно с партнёрами и членами нашей Ассоциации будем корректировать стратегию развития финансовой культуры и поддержки программ и проектов по финансовому просвещению», — подчеркнул эксперт.
В опросе приняли участие 947 респондентов, из которых оказалось 2/3 женщин и 1/3 мужчин. Более половины опрошенных находятся в возрасте от 26 до 40 лет, чуть меньше четверти – от 18 до 25 лет, еще четверть приходится на остальные возрастные категории.
Уровень образования участников опроса оказался достаточно высоким – более 2/3 респондентов отметили наличие высшего образования. При этом свыше половины опрошенных указало род деятельности «специалист», 11% — руководитель, 11% — «студент», 10% — «неработающий», 7% — предприниматель и 4% — госслужащий.
По региональному распределению наибольшее число участников исследования оказались из Москвы (18,5%), Московской области (13,5%), Санкт-Петербурга (9,6%), Краснодарского края (4,4%) и Белгородской области (3,8%). Представительство других регионов было менее заметным.
Участники исследования хорошо знакомы с такими терминами как «инфляция», «дефляция», «дефолт», «акция» и «облигация». О них слышали 72-99% респондентов, и большинство понимает их смысл. Это неудивительно, поскольку данные понятия широко представлены в СМИ и находятся на слуху у российских граждан практически ежедневно.
Также достаточно неплохо известны такие термины как «лизинг», «аннуитетный платеж» и «овердрафт». Они оказались знакомыми для 64-88% опрошенных. При этом у значительной группы респондентов возникают трудности с пониманием смысла этих терминов. Так, правильные ответы на вопрос о лизинге дали только 47% участников опроса, а более четверти респондентов ответили, что не знают, что такое аннуитетный платеж.
Менее известными для россиян оказались термины «блокчейн», «фишинг» и «аверс». С ними знакомы 26-43% участников опроса.
Понятия «траппинг», «скимминг» и «снифферинг» вызвали наибольшие затруднения у респондентов. О них слышали только 7-12% опрошенных. Авторы исследования подчеркивают, что эти термины описывают высокотехнологичные виды мошенничества, поэтому не находятся на слуху у широкой публики.

Источник: fincubator.ru

spacer

Оставить комментарий